Компания,
27 марта 2001 г.
Тоже мне перестраховщики
643 просмотра
«Перестрахование — это бизнес, который ведется «по понятиям», — так говорят в неофициальных беседах сами его участники. Действительно, перестрахование в России пока никак не регулируется законодательством, и это приводит к многочисленным спорам. За примерами далеко ходить не надо: достаточно вспомнить недавний скандал, когда несколько перестраховочных компаний отказались выплачивать коллегам из «Энергогаранта» возмещение по страхованию космического спутника. Разрешать такие споры чрезвычайно трудно, потому что в судах очень мало подготовленных специалистов. Или их вообще нет.
Не выносить сор из избы — таков главный итог прошедшей в Москве конференции «Российский перестраховочный рынок — поиск оптимальной модели». Конференция собрала более 100 участников, среди которых оказались наиболее активные на этом рынке компании – такие, как «Москва Ре», «Русское перестраховочное общество», АВИКОС, РОСНО, «Энергогарант», «Находка Ре», «Ингосстрах». По итогам конференции была принята декларация о нормах поведения в перестраховании, подготовленная комитетом по перестрахованию ВСС. По договорам перестрахования не удается избежать споров — констатация этого факта положила начало созданию «кодекса чести» перестраховщиков, изложенного в декларации. Ситуация, когда отсутствие необходимого законодательного регулирования в перестраховании ведет к многолетним процессам и скандалам, не уникальна. До сих пор не завершено дело бывшей советской компании «Блэкбалси», выступившей перестраховщиком у компании Baker, а ведь это дело было начато в стране, считающейся колыбелью страхования, — в Великобритании. В России же, как показал опыт последних лет, при обращении в суды по таким спорам высока вероятность принятия решения, которое может не удовлетворить никого. «Перестрахование — комплексный бизнес. Очень многое зависит от того, как был составлен договор. В суде часто происходит путаница, поэтому окончательным решением в итоге не бывает доволен никто», — считает Антон Легчилин, начальник управления перестрахования компании «Энергогарант». Поэтому с момента подписания пресловутой декларации перестраховщики предпочитают решать споры мирно — в крайнем случае в третейском суде Всероссийского союза страховщиков. В декларации особо отмечено, что до окончания спора любые публичные заявления объективно способствуют подрыву доверия к российскому страховому рынку. Кроме того, присоединившиеся к декларации компании берут на себя обязательство не пользоваться так называемым правилом исковой давности. «Срок, в течение которого можно требовать выполнения обязательств по договору перестрахования, составляет два года (в Великобритании он равен шести годам. – Прим. «Ко»). Случается, что при страховании крупных объектов процедура расследования обстоятельств произошедшего события тянется дольше. Формально суд может отказать тому, кто подаст иск на компанию-перестраховщика, не оплатившую убыток по истечении этого срока. А это сильный удар по имиджу страхования и перестрахования вообще», — отмечает Легчилин. Потому-то перестраховщики и решили по примеру западных коллег «платить всегда». Или хотя бы не допускать подачи иска в суд: судебные разбирательства вызывают широкий резонанс и вредят тому имиджу, который перестраховщики теперь будут старательно оберегать.
Такой маленький рынок Демонстрируя сильную корпоративную солидарность, перестраховочные компании в очередной раз доказывают: чем меньше рынок, тем сильнее взаимопонимание. Из 33 компаний, которые зарегистрированы как специализированные перестраховочные, сегодня только 18 работают реально. В прошлом году они собрали 3,5 млрд руб., и это вообще-то совсем неплохо, учитывая, что 90% рисков перестраховывается на Западе. Оборотов страховых компаний, принимающих риски перестрахования, никто не считал, но все эти компании, даже вместе взятые, не могут тягаться ни с одним из международных андеррайтеров. Западные корифеи — Zurich Re и Кельнское перестраховочное общество, которые номинально присутствуют в России, смотрят свысока на своих меньших братьев. А тем временем Lloyd’s рапортует о $25-миллионных сборах премий по перестрахованию, полученных от российских компаний. Вездесущее МАП видит здесь серьезную проблему и заявляет о $100-150 млн, которые ежегодно остаются на счетах иностранных компаний-корреспондентов в качестве премий по перестрахованию. Чиновники склонны рассматривать этот факт как прямое указание на вывоз денег за рубеж. Специалисты же говорят о том, что эти деньги всего лишь тоненький ручеек, который, скажем, в странах бывшего соцлагеря превратился в мощный поток. Согласно исследованию, проведенному директором «Русского перестраховочного общества» Теймуразом Батиашвили и представленному им на конференции, российский страховой рынок по оборотам пока можно сравнить разве что с польским. А вот основной поток премий по перестрахованию уходит из стран Восточной Европы в западные компании. По словам Батиашвили, львиную долю рынка в странах Центральной и Восточной Европы контролируют бывшие «госстрахи», акционированные в момент возникновения свободного рынка. А эти компании, будучи выкупленными крупными иностранцами, естественно, перестраховывают свои риски у хозяев.
Депутат поможет Конкуренция с иностранцами — лишь одна из проблем современного перестраховочного бизнеса в нашей стране. Вскоре перестраховщикам — как, собственно, и страховым компаниям — предстоит оказаться перед лицом гораздо более крупных неприятностей. Та редакция II части Налогового кодекса, в которой предлагается облагать налогом на прибыль страховые и перестраховочные взносы, грозит рынку перспективой скорой смерти. «Нас так зарегулировали, что мы скоро заплачем», — жалуется советник компании «Москва Ре» Сергей Дедиков. Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам Владимир Тарачев в этой угрожающей ситуации предлагает бизнесменам взять процесс взаимодействия с властями в свои руки. Тарачев, который также присутствовал на конференции по перестрахованию, заявил, что в докладе министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, который прозвучал на заседании правительства, о страховании сказано слишком мало, а о перестраховании и вовсе ничего. По мнению Тарачева, страховщики должны сами инициировать процесс принятия необходимого законодательства. «Проблема назрела, — считает Владимир Тарачев, — и я буду рад, если смогу сформулировать на бланке депутата Госдумы предложения перестраховщиков и направить их в адрес Грефа». КОРОБКОВА И.
Вся пресса за 27 марта 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Перестрахование, Мероприятия
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июля 2025 г.

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Суд обязал «Уральские авиалинии» выплатить компенсации после посадки самолета в поле

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 11 июля 2025 г.
Страховой дом ВСК «прокинул» с выплатами очередного автомобилиста

|
|
Portnews, 11 июля 2025 г.
Верховный суд отстоял арбитров

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Что жители юга России знают об ОСАГО — результаты опроса

|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Что жители УрФО знают об ОСАГО

|
|
Тульская служба новостей, 11 июля 2025 г.
Что жители Центрального Федерального округа знают об ОСАГО: результаты опроса Авито Авто

|
|
Коммерсантъ, 11 июля 2025 г.
Опять не выпускают самолет

|
|
БанкИнформСервис, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Сбер: жители Екатеринбурга готовы в среднем потратить на покупку автомобиля 1,1 млн рублей

|
|
РИА Новости, 11 июля 2025 г.
ЭКСАР могут до 2026 г запретить сделки со страховщиками из недружественных стран – проект

|
|
Север-Пресс, Салехард, 11 июля 2025 г.
Задержки рейсов из-за дронов: могут ли пассажиры требовать компенсацию

|
|
Вечерний Петербург, 11 июля 2025 г.
Задержан житель Ленобласти, инсценировавший кражу премиального кроссовера для страховых выплат

|
|
Report.Az, Баку, 11 июля 2025 г.
ЦБА выдал обязательные предписания двум страховым компаниям

|
|
Недвижимость и строительство Петербурга, 11 июля 2025 г.
Страхование строительно-монтажных рисков: замедление объемов и рост требований

|
|
Вести Крым, 11 июля 2025 г.
За полгода высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 7,5 тысяч крымчан

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Продолжительные волны тепла становятся всё опаснее: учёные предупреждают о росте частоты

|
|
Эксперт Online, 11 июля 2025 г.
Страховщики оценили рост объема задержек рейсов в российских аэропортах в 2025 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Почти 1000 страховщиков обанкротились с 2000 года: глобальный отчёт о неплатежеспособности страховых компаний

|
 Остальные материалы за 11 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|